Миллион археологических находок: озвучены основные итоги и цифры строительства Крымского моста

168

Крымский мост – мечта поколений. Ещё 10 веков назад люди замеряли расстояние между берегами по льду (князь Глеб Святославович в 1068 году) и мечтали о надёжной переправе. Построить мост через Керченский пролив удалось в наше время.

Это самый длинный в России и Европе – он связал полуостров с материком автомобильной и железной дорогами. Команда из 15 тысяч инженеров и рабочих со всей России построила их быстро и качественно – за рекордные 4 года (февраль 2016 – декабрь 2019).

100 лет – гарантийный срок моста при надлежащем обслуживании. Конструктив обладает необходимым запасом прочности, чтобы работать в регионе со сложной геологией, высокой сейсмикой, регулярными ветровыми нагрузками, возможными ледоходами.

180 компаний со всей страны, включая крымские и краснодарские, вошли в основную кооперацию стройки. Среди них – наши профильные заводы, выпускающие металлоконструкции для мостов. Еще несколько тысяч предприятий среднего и малого бизнеса были вовлечены в обеспечение проекта опосредованно.

Проект помог сохранить культурное наследие. Площадь археологических раскопок, предваряющих строительство моста и подходов к нему, превысила 56 гектаров. Количество находок достигло одного миллиона. 100 тысяч из них представляют научную ценность и поэтапно передаются музеям на двух берегах – в Тамани и Керчи.

Среди уникальных артефактов – голова скульптуры древнегреческого божества предположительно V века до нашей эры, а также скелет древнего кита, пролежавший в геологических слоях 10 миллионов лет.

Проект помог сохранить античную усадьбу, которая могла принадлежать представителю династии царей Боспора. Её обнаружили при подготовке территории к строительству ж/д подходов к мосту со стороны Керчи. Участок трассы перенесли, чтобы сохранить памятник истории для будущих поколений.

Автодорожная часть моста была открыта 16 мая 2018 года – на полгода раньше. За 19 месяцев по мосту проехало 8,5 миллионов машин, в том числе 900 тысяч грузовиков и 110 тысяч автобусов. Это в 1,7 раза больше, чем перевезла Керченская паромная переправа, начиная с 2015 года (5,1 млн транспортных средств). С бесплатным мостом автовладельцы и перевозчики не потратили на паром 28,8 млрд рублей.

Железнодорожная часть моста:

  • 47 месяцев строительства.
  • 3 500 свай.
  • 307 опор.
  • 160 000 тонн металла пролетов.
  • 5 000 тонн рельсов.
  • 76 000 штук шпал.
  • 90 тысяч кубов щебеночного балласта.
  • 500 км кабелей систем железнодорожной автоматики.
  • Самая большая железнодорожная свая погружена в сложный грунт на глубину 108 м – это 36 этажей.
  • 118 км сварных швов выполнено, чтобы соединить 11 000 заводских элементов в 306 железнодорожных пролетов.
  • Железнодорожная арка в 4 раза длиннее остальных пролетов: от опоры до опоры – 227 метров, как 2 футбольных поля.
  • Железнодорожная арка весит 6 000 тонн, она в 14 раз тяжелее МКС.
  • Мост рассчитан на движение поездов массой 7 100 тонн – почти столько весят металлоконструкции Эйфелевой башни.

    По проекту мост может работать в ритме, близком по интервалу движения к метрополитену: от 2,5 минут для пассажирских и от 4,1 минуты – для грузовых составов.

    Огни дороги – это 3 700 диодных светильников – видно с МКС.

    Автодорожная часть моста:

    • 27 месяцев строительства.
    • 3 000 свай.
    • 288 опор.
    • 100 000 тонн металла пролетов.
    • 2 слоя асфальта.
    • 1 000 мачт освещения.
    • 75 км барьерного ограждения.
    • 60 дорожных знаков.
    • 117 км линий разметки.
    • 10 комплексов контроля дорожного движения.
    • На автодорожной арке затянуто 110 тонн высокопрочных болтов – это взлетный вес двух Боингов 737-100.
    • Полотно дороги «связано» из 13 000 км арматуры – это расстояние от Москвы до Сиднея, если лететь на самолете.
    • У большой арки с высокой парусностью есть ветрозащита – аэродинамические обтекатели, похожие на крыло самолета.
    • 36 тысяч автомобилей – суточный рекорд трафика на мосту.