То, что российская экономика находится не в самой лучшей форме, ни для кого не секрет. Но в чем кроются ее основные проблемы и как их решить?

«Вести.Экономика» провели исследование.

Сообщения о снижении доходов населения поступают все чаще. За последние пять лет реальные доходы только снижались.

Кризис заметно поменял потребительские привычки россиян, до недавнего времени поддерживаемые сбережениями и кредитами. Граждане стали меньше покупать и больше внимания обращать на скидки, свидетельствуют данные исследования, проведенного консалтинговой компанией «Делойт».

Большинство из 4 тыс. опрошенных россиян жалуются на то, что за последний год стали тратить больше, чем раньше. Рост расходов произошел сразу по нескольким позициям — алкогольные напитки, готовая еда в магазинах, кафе, барах, ресторанах, одежда, обувь, косметика, бытовая техника в офлайн-магазинах. В результате приобретать такие продукты и товары граждане стали меньше.

Это и есть основная проблема, у которой своя причина.

Конечно, если у людей становится меньше денег, они их меньше тратят, следовательно, ни о каком развитии речи быть не может. Если нет спроса, нет смысла инвестировать в производство и так далее.

Это базовые законы бизнеса. Ни один предприниматель не захочет вкладывать свои деньги, если не видит покупателя на свой товар. В этом просто нет никакого смысла.

Остается искать причины падения спроса и доходов населения. По мнению многих экспертов, это монополизация экономики и, как следствие, отсутствие конкуренции.

Государство и государственные структуры составляют огромную часть российской экономики. Естественные монополии ежегодно проводят индексацию тарифов, что напрямую сказывается на кошельке граждан.

При этом заработные платы не растут по той же причине. Монополиям или олигополиям, а также бюджетным учреждениям, нет особого смысла в массовом порядке набирать качественный персонал, заманивать или удерживать его высокой зарплатой.

Все равно эти люди никуда не денутся, поскольку частный бизнес преимущественно вытесняется с рынка и работникам просто некуда пойти в поисках более высокой зарплаты.

В условиях отсутствия конкуренции у крупных игроков также нет стимула к модернизации и повышению эффективности и введению новаций. Зачем что-то менять, если все и так работает, а рост доходов компании гарантируется индексацией тарифов.

Если бы в экономике преобладал частный сектор, существующий в рамках жесткой конкуренции, то и конечная стоимость товара была бы совсем другой, а уровень заработной платы определялся бы рынком и потребностью в качественных кадрах.

Грамотные бизнесмены прекрасно знают, насколько ценен кадровый ресурс, и не считают нужным на этом экономить.

Резюмируя вышесказанное, еще раз отметим, что для развития любой экономика нужна конкурентная среда, в которой будут выживать сильнейшие игроки, предоставляющие наиболее качественные товары и услуги.