В два с половиной раза выросло количество личных автомобилей в Крыму за пять лет. В Севастополе — в три с половиной. Каждый житель полуострова в среднем ежедневно получает дозу до полукилограмма автомобильных выхлопов. А симферопольцы — двойную порцию: в крымской столице автомобилей стало в четыре раза больше. И это без учёта машин курортников и транзитного грузового транспорта. Об этом сообщает РИА Крым.

«Думаю, жители крупных городов стали отмечать, как трудно дышать вблизи оживлённых дорог. Если мы говорим о старых автомобилях, не соответствующих современным экологическим принципам, то наибольшую опасность в составе выхлопов представляют продукты неполного сгорания топлива. Они содержат такие соединения, как пирены, а также сажу и другие компоненты. Твёрдые составляющие настолько мелкие, что могут долго находиться в воздухе в виде тумана, смога. Вещества, входящие в состав автомобильных выхлопов, провоцируют у людей аллергии, а бензапирен – развитие рака», — говорит доцент кафедры общей и физической химии факультета биологии и химии Таврической академии Крымского федерального университета Алексей Гусев.

«80% загрязнения воздуха в Симферополе даёт как раз автотранспорт. С 2014 года, по данным ГИБДД, количество автомобилей, зарегистрированных в Симферополе, увеличилось в четыре раза: на каждую тысячу жителей крымской столицы приходится 400 автомобилей. Это превышает показатель для Москвы! А транспортная инфраструктура города планировалась в 1960-х, когда на тысячу жителей приходилось шесть автомобилей», — констатирует завкафедрой геоэкологии географического факультета КФУ Татьяна Бобра.

Город, пояснила она, расположен в котловине, циркуляция воздуха замедлена. Режим проветривания ухудшает также непродуманная застройка, когда многоэтажки становятся на пути естественных коридоров проветривания. Главный коридор, служащий для проветривания города — долина реки Салгир. В советские времена там разрешалось строить здания не выше 3-5 этажей с расположением вдоль тока движения горно-долинных ветров. Теперь, получается, что «воздушный коридор» полноценно свою роль не выполняет, эффект проветривания и самоочищения снижается. Для Симферополя осенью и зимой характерно много дней с туманами. Наличие же в воздухе частичек сажи и других загрязняющих веществ от выхлопов превращает туманы в опасные смоги.

Среднестатистическая картина загрязнения атмосферного воздуха в крымской столице практически ни о чём не говорит. Точек государственного мониторинга воздуха мало, а их размещение не учитывает особенности рельефа города, циркуляции воздуха, организацию и загруженность муниципальных дорог. Измерения содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе Симферополя, проведённые в разные сезоны в 132 точках сотрудниками Лаборатории экологического мониторинга и качества природных сред кафедры геоэкологии Крымского госуниверситета, показали, что имеют место превышения показателя предельно допустимых концентраций (ПДК) по таким веществам, как угарный газ, формальдегид, пыль.

«Есть такой показатель — индекс загрязнения атмосферы. Он учитывает не только ПДК, но и среднесуточное содержание загрязняющих веществ в точке измерения, а также класс опасности измеряемых веществ. По индексу загрязнения атмосферы около половины территории города (южная, центральная, восточная и северо-западная части) имеет удовлетворительную и относительно напряженную экологическую обстановку. Примерно 5% Симферополя занимают участки с критической экологической обстановкой: это районы кольцевых развязок транспортных магистралей, участки автодорог с пропускной способностью более 200-300 автомобилей в час (ул. Киевская, Севастопольская, 60 лет Октября, проспект Победы), а также район радиорынка и самое низкое место города — район железнодорожного вокзала», — сказала Бобра.

Часть Симферополя, которую ученые называют территорией с существенно напряжённой обстановкой — это в основном места, прилегающие к объездной трассе Ялта–Феодосия, а также северная и западная части города. Кому легче дышится? Жителям спальных районов, построенных на высотах, по бортам Симферопольской котловины. Например, микрорайонов Загородный, Пневматика, Петровские скалы. А ещё — Марьино, там пока довольно много зелёных зон. В районе центрального автовокзала, Куйбышевского рынка и улицы Киевской состояние воздуха намного хуже, а значит, риски для здоровья — выше.

Расширение дорог, строительство объездных, изменение схем движения — это неплохо, но в целом не решает проблему давящихся транспортом крымских городов. А также чистоты воздуха. Комплексный подход предполагает непопулярные и достаточно жёсткие меры, опробованные в разных странах. Например, ограничение въезда личных машин в города — так, чтобы авто оставались на больших оборудованных стоянках на окраинах. Или запрета на пользование своим автомобилем в определённые дни или часы. Конечно, нужно будет развивать общественный транспорт. Но конкретных планов на этот счёт в Крыму нет.

В Госдуме сейчас лежит предложение о запрете эксплуатации автомобилей, чей возраст перевалил за «предельные сроки эксплуатации» — 10 или 15 лет. Стал бы воздух от этого чище? Да, его «обогащало» бы намного меньше вредных веществ. Но за предельный срок эксплуатации перевалила чуть не половина личного транспорта россиян, поэтому вряд ли законопроект будет принят, это чревато социальными недовольствами. Темпы прироста автопарка Крыма — около 20 тыс единиц в год. Вдохнули, выдохнули…