Старый город был местом, где русские поначалу селились редко — оседали, в основном, в слободках на окраинах. Перепись начала прошлого века показала, что в Ак-Мечети были улицы, заселённые полностью евреями — или караимами, крымчаками, крымскими татарами. Жили здесь греки, армяне. Старожилы Симферополя, выросшие в Старом городе, вспоминая довоенное время, непременно упоминали, что дети вырастали, зная на бытовом уровне несколько языков. Общались со сверстниками, переходя с крымскотатарского на греческий, понимая идиш или крымчакский.
Были здесь улицы Греческая, Татарская, Караимская, Армянская, Крымчакский, Цыганский, Еврейский переулки. Порой названия давали по форме — как, например, Круглому переулку. По нему действительно можно сделать круг, вернувшись в начальную точку путешествия. Или вот — улица Госпитальная (ныне Курчатова). Имя своё она получила потому, что здесь и располагался госпиталь во время Крымской войны.
«Вот здание по улице Некрасова, 38 — сегодня вроде бы ничем не выделяющееся, обычный жилой дом, а оно было синагогой Егие-Капай («Плод рук моих»). В Евпатории сохранился храм с таким же названием. Ещё одна синагога в отличном состоянии — в бывшем Мечетном переулке, сейчас он носит имя братьев Спендиаровых. Здание занимает кожно-венерологический диспансер. Когда-то это была еврейская больница, на втором этаже которой находилась синагога. Кстати, в этой больнице в 20-х годах прошлого века лечился знаменитый скульптор Исаак Иткинд, талантливый человек с трагической судьбой. Он был репрессирован, много лет провёл в нищете и забвении». — приводит пример Михаил Кизилов.
Туристам порой показывают дом № 18 на улице Ефремова (бывшей Подгорной, а ещё раньше — Миллионной) как дореволюционное «гнездо разврата». На самом деле здесь, скорее всего, был самый обычный доходный дом, которым владел симферополец по фамилии Крылов. Хотя снимать там комнаты и квартиры могли и дамы «с пониженным уровнем социальной ответственности». А вот сама улица Миллионная до революции прославилась именно обилием притонов.
Новость о возможной реновации, вспоминает Михаил Кизилов, многих жителей Старого города заставила похолодеть. Потому, что она может стать массовым сносом, уничтожением «лица» Симферополя. Уничтожение Старого города и застройка его многоэтажками - уничтожение сердца столицы Крыма. И жители уже принялись собирать подписи в защиту Старого города.
Источник: «Аргументы и факты. Крым»