Ученые из Сибири нашли сходство древних лесов Арктики с флорой современного Крыма

Новосибирские геологи выяснили, что на арктическом острове Сардах в дельте реки Лена, где были найдены следы теплолюбивых растений, 16-18 млн лет назад могли быть распространены смешанные леса, подобные тем, что растут на территории современного Крыма.Об этом сообщает ТАСС.

Такие выводы позволили сделать отпечатки лиственных деревьев, которые ученые нашли на острове, рассказал научный сотрудник лаборатории микропалеонтологии кандидат геолого-минералогических наук Института нефтегазовой геофизики и геологии СО РАН Леонид Хазин.

Неожиданная находка

Геологи несколько лет назад обнаружили на острове Сардах в дельте реки Лена остатки некоторых пород хвойных деревьев. В прошлом году группа новосибирских ученых сделала там другую находку - в скальной породе обнаружились отпечатки теплолюбивых растений, которые росли на этой территории миллионы лет назад.

И если о существовании хвойных деревьев в этом регионе было известно и ранее, то следов широколиственных, характерных для гораздо более теплых широт, в нем никто не находил. Хазин вспоминает, что и эти следы растений геологи обнаружили случайно.

По приезду в Новосибирск ученые обратились к биологам Ботанического сада СО РАН, которые еще раз подтвердили, что, судя, по находкам, на острове Сардах вполне могли находиться широколиственные леса, которые сопоставимы с флорой сегодняшних центральной Азии или Крыма.

Тропики в Арктике

Сейчас геологи проводят исследования с найденными следами листьев в лабораторных условиях. В частности, эксперты-полинологи (специалисты по изучению пыльцы) подвергают породы, в которых были найдены следы, химической обработке. Таким образом они выделяют пыльцу растений и, изучив ее, дают заключение по составу этой пыльцы и самому растению.

Отталкиваясь от находок, ученые начали реконструировать условия, которые господствовали на этой территории.

«Мы предполагаем, 16-18 млн лет назад на острове Сардах могла существовать широколиственная флора смешанных лесов», - отметил ученый.

Исследовав скальные породы и отпечатки растений, ученые предположили, что 50 млн лет назад на острове Сардах находились вечнозеленые тропические леса. Потом температура стала снижаться и около 20-15 млн лет назад упала до условий, в которых могли существовать лиственные деревья, следы которых обнаружили геологи. Потом эти лиственные леса сменились на хвойные, а еще позднее - на сегодняшнюю тундру.

Уникальный остров

Остров Сардах для геологов представляет большой интерес из-за структуры скальных отложений на нем. Территории в дельте реки Лена изучаются давно, и геологам хорошо известно, что отложения интересующего их возраста там не распространены - считается, что большая их часть смыта рекой. Сардах составляет исключение, поскольку на нем эти отложения сохранились.

Геологи намерены вернуться на остров Сардах следующим летом. В этот раз они поедут целенаправленно искать новые отпечатки и подтверждения условий, которые реконструируются. Помимо этого, у них есть множество других задач, для решения которых и предпринимаются экспедиции.

Источник: ТАСС