«Крым — замусоренный полуостров»: активист ОНФ о проблемах с отходами в регионе
Член регионального штаба Общероссийского народного фронта Виктор Сергеевич Тарасенко эксклюзивно в студии «Вести Крым» подробно прокомментировал ситуацию с вывозом, накоплением и переработкой мусора на полуострове.
«Я в целом знаю всю ситуацию и могу сказать, что весь Крым замусорен. Это замусоренный полуостров. Поэтому, естественно, когда в посадках, в оврагах, всюду выбрасываются сотни тысяч кубических метров мусора. Он попадает в подземные воды, речной сток, озёра, пруды, водохранилища. Создали мы сегодня структуры (инициатива Президента) — это региональный оператор. Нашли форму сбора с населения финансирования, потому что раньше это тоже было проблемой. Но, к сожалению, мы увлеклись тем, что накапливали его в мусорных свалках, так называемых полигонах. Их было 28, они очень крупные. Но это не полигоны. Мы всегда об этом говорим, что полигон предполагает всевозможнейшие краны, технические защиты с тем, чтобы это не развеевалось, не возгоралось, не проходило в подземные горизонты. И, конечно, население. Общая культура населения предполагает, что ничего страшного — "я у себя порядочек навёл и выброшу где-то там". Но нужна серьёзнейшая инфраструктура, которая бы позволяла экономические, административно-политические рычаги влияния на все службы. Нужна и пропаганда СМИ, показывать, что вода грязная. Это значит, что на 5-7 лет мы меньше все живём, наши дети страдают. Потому что всё это попадает в окружающую природную среду», — сказал общественник.
Он подчеркнул, что каждый район Республики требует своего особого подхода к сбору и переработки присущих именно ему видов отходов.
«Мы предлагаем, чтобы был создан некий координационный совет, кластер, работающий на весь регион. Крым ландшафтами неоднороден и можно выбрать разные схемы переработки и сбора: энергетическую, сырьевую и т. д. А у нас сотни тысяч тонн шлама в том же Армянске, Камыш-Бурунском комбинате. Надо перерабатывать все виды мусора — так делают в цивилизованных странах. Инновационность наших подходов от Народного фронта в том, что у нас не просто белый лист бумаги (территория) — а это же ландшафт. Надо учесть литологию, геологию, тектонику, геоморфологию, наличие дорог, населённых пунктов. Все инфраструктурные объекты не должны быть геоморфологически выше населённых пунктов, подальше от озёр, водохранилищ. Это серьёзная работа с использованием ГИС-технологий», — добавил Тарасенко.
В заключение член ОНФ назвал самые грязные места в Крыму и проблемы с их очищением.
«Трудно сказать. Я бы назвал 2 места, которым мы особо уделяем внимание. И когда к нам приезжал президент РАН, мы эту тему обсуждали. Это, конечно, Армянск — огромное количество шлама. Мы знаем трагедию Армянска прошлого года. Мы не исключаем, что в ближайшее время эта трагедия может опять повториться. Для этого нужно сделать уникальные усилия, чтобы перерабатывать шламы, кислоты, их нейтрализовывать и менять саму технологию. И я всегда с опаской смотрю на эти огромные монстры. Каменская свалка — порядка 8-10 млн кубов, Гаспринская — 10. Творение почти 80 м лежит на оползне, нависает над трассой Ялта-Севастополь. И самое главное там же и посёлок, и море недалеко. Там и инфильтрат. И мы видим все признаки её некоторого движения», — ответил он.