Искусство или хулиганство: что движет уличными художниками Крыма?
Песчаный пляж, женщина с ребенком на руках и море, которое расплескалось на одной из стен следственного изолятора в Симферополе. Типичный крымский пейзаж теперь украшает исправительное учреждение, которое стало первым таким в Крыму. По словам сотрудников СИЗО, это своего рода мотивация для заключенных.
«Начальник отдела по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными Следственного изолятора №1 Симферополя», - сказал Асан Муждабаев
Автор работы - симферополец Дмитрий Аксютенко. Как говорит сам уличный художник, идеей расписать стены в местах лишения свободы он загорелся еще два года назад. Добиться четкости в рисунке Дмитрию удалось при помощи современных технологий. Сначала художник создал дизайн-проект, который затем перенес на стену. Но что остается неизменным для любого уличного художника - это выбор красок.
Настенная живопись, по словам Дмитрия, хобби не из дешевых. Средний чек за один такой поход в магазин - около 10 тысяч рублей. Расти и развиваться помогают, конечно, коммерческие заказы.
Одним из первых городов Крыма, который вступил в борьбу с так называемыми тэгами, то есть граффити-надписями, стала Ялта. Фасады домов от уродующих надписей здесь регулярно очищают и волонтеры, и представители администрации. В крымской столице - Симферополе - надписями пестрят все подземные переходы. Так пачкают стены чаще всего подростки, по мнению психологов, таким образом, дети самовыражаются.
Но за такое самовыражение можно не только получить по рукам, но и стать фигурантом административного дела. Наказание по статье предусматривает штраф до трех тысяч рублей - за "нарушение правил благоустройства". Культуролог Камилла Сефер считает, сегодня важно разделять вандалов и настоящих уличных художников.
Непонимание и неприятие граффити - не редкость во многих городах страны. Так, в Санкт-Петербурге портрет Иосифа Бродского, так восхитивший многих горожан, прожил меньше суток. Из-за того, что поэт "вышел на стену" здания средней общеобразовательной школы, да еще и с сигаретой в зубах. В Твери изображение Осипа Мандельштама решили вдруг отгородить от зрителя широкой металлической трубой.
В администрации некоторых городов, кажется, начинают задумываться о значении уличного искусства и его влиянии на молодежь. Так, в Симферополе открылось арт-пространство, готовое объединить всех талантливых людей города.
Между тем в сентябре в администрации Симферополя начнет действовать новая структура - Департамент архитектуры и градостроительства. С момента начала ее работы будет назначен и новый главный архитектор города. Так что, возможно, крымскую столицу ждут большие перемены, которые отразятся и на искусстве уличных художников.