"Обитель": главная премьера сезона на телеканале "Россия 1"

404

С 10 мая в 21:20 в эфире телеканала «Россия» (с 30 апреля – на платформе СМОТРИМ) начинается показ исторической драмы «Обитель» по мотивам одноименного романа-бестселлера Захара Прилепина. Режиссер проекта – Александр Велединский. 

Пронзительная и шокирующая история любви на фоне великих испытаний разворачивается в Соловецком лагере особого назначения после окончания Гражданской войны.
В роли Федора Эйхманиса – Сергей Безруков, Артем Горяинов – Евгений Ткачук, чекистка Галина – Александра Ребенок, а также Юрий Кузнецов, Владимир Стеклов, Виктор Добронравов, Виктор Раков и другие.

СЮЖЕТ

Соловки, 1920-е годы. 27-летний недоучившийся московский студент Артем Горяинов попадает в лагерь, в котором чекист Федор Эйхманис ставит масштабный эксперимент по «перековке человека». Одержимый идеей создания нового общества начальник лагеря Эйхманис строит новую цивилизацию на месте православного монастыря, считая, что Серебряный век продолжает жить именно здесь, в Соловках. С первых же дней в лагере Артема ждут жестокие испытания: голод, каторжная работа, опасное противостояние с бандой «блатных», угроза расстрела или физической расправы. Сталкиваясь с самыми разными людьми – уголовниками и «политическими», честными и продажными, великодушными и злопамятными, – Артем пытается не только выжить в смертельно опасном приключении, но и найти свою правду в жизни. Испытанием становится для него и неожиданная любовь с чекисткой Галиной, у которой роман с Эйхманисом.Опасная связь может грозить героям расстрелом.

ЗАМЫСЕЛ

Идея фильма о Соловках принадлежит режиссеру Александру Велединскому («Живой», «Ладога», «Географ глобус пропил»). Его отец в 40-х годах учился в Соловецкой школе юнг, и знаменитому режиссеру давно хотелось рассказать об истории этого уникального места. Обратившись к писателю Захару Прилепину, Велединский попросил его написать небольшой рассказ – основу для будущего киносценария. Вдвоем они побывали на Соловках, где услышали легенду о любви актрисы местного театра и надзирателя, которых приговорили к расстрелу за подготовку к побегу. Тема настолько захватила Прилепина, что, углубившись в документы, свидетельства и воспоминания, он в течение трех лет работал над книгой и в итоге написал большой роман, который вскоре получил признание читателей и критики.
На съемочной площадке фильма режиссер Александр Велединский в интервью программе «Вести» рассказал: «Обитель» – не рассказ о лагерной жизни. Нам интересны отношения человека и общества в исторической перспективе. О лагерях 30-х было написано и снято немало, нас же привлекли 20-е. Это самый интересный период XX столетия: смерть Серебряного века, рождение нового государства. «Обитель» – это ковчег, на котором уплывают в неизвестность русские люди, разделенные Гражданской войной. Наша история – о невозможности любви в клетке».

ЭТО – ГЛАВНЫЙ РОМАН ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА. ЭТО – «ОБИТЕЛЬ»

Роман Захара Прилепина, который лег в основу фильма, вышел в 2014 году и почти сразу стал бестселлером. Книга стала настоящей сенсацией и вызвала широкий общественный резонанс. «Обитель» удостоена престижных литературных премий: «Большая книга», «Книга года» и «Книжная премия Рунета», а также премии Правительства РФ в области культуры. К премьере многосерийного фильма в «Редакции Елены Шубиной» в серии «Кинобестселлеры» вышло новое издание романа с обложкой в стилистике постера.

ФИЛЬМ

Телеканал «Россия» продолжает экранизировать знаковые произведения русской классики и современной литературы и новым кинопрочтением стала «Обитель». Картина впервые открывает тему Соловков в большом художественном кинематографе. В фильме не ищут ответа на вопросы «кто виноват» и «что делать». Драматургия «Обители» выстроена по законам захватывающего «зрительского» кино. И, в то же время, это глубокое размышление о том, что важно в любую эпоху: о вере и любви, добре и зле, цене и смысле человеческой жизни. На примере одной судьбы открывается безграничный мир, в котором, вопреки страху, боли и опасности каждый человек совершает свой главный выбор. Все происходящее в Соловках зритель видит глазами молодого заключенного Артема Горяинова. Ему предстоит пройти все круги соловецкого ада и на собственной судьбе испытать, на что способен человек, который хочет выжить любой ценой. В этой опасной игре он может надеяться только на себя. Соловецкий лагерь становится для него полигоном испытаний, в котором, как в зеркале, отразилась история страны.
Писатель Захар Прилепин: «На начальном этапе мы вместе с Александром Велединским сели, разложили карточки артистов, тыкали пальцем. Мы понимали, что это будет большой проект и многие захотят сниматься. Я предложил Евгения Ткачука на главную роль, а Велединский настоял на том, чтобы взять Безрукова на роль чекиста. Я обожаю Безрукова, но у меня были сомнения. Я спрашивал Александра: «Ты уверен, ты хорошо подумал»? Он ответил: «Да», и в итоге он угадал. Недавно мы встречались с Сергеем Безруковым, и он рассказал мне, что придумал одну сцену и привнёс в мою историю что-то от себя, разыграл, показал в лицах, и мне так понравилось, что я, наверное, добавлю этот момент в книгу. Так что мы с Безруковым теперь соавторы!».

ЛАГЕРЬ

Соловецкий лагерь особого назначения (С.Л.О.Н) – место, где судьбы жертв и палачей переплелись в один клубок, где отбывают срок белые и красные, эсеры и поэты, священники и уголовники, бандиты и беспризорники, а стерегут их охранники, набранные из заключенных – из проштрафившихся милиционеров и чекистов. Максим Горький постарался возвысить этот лагерь, а Александр Солженицын заклеймил его: по его мнению, из Соловков вырос весь ГУЛАГ. Захар Прилепин представляет современный взгляд на историю Соловецкого лагеря. Он фокусирует внимание на конкретных судьбах заключенных, высвечивая трагедию через главного героя – Артема Горяинова. «Здесь всегда была живодерня», – заявляет чекист Эйхманис. Он хочет перечеркнуть прошлое и ставит революционный эксперимент на заключенных: труд и культура должны создать граждан новой цивилизации. Организовано собственное производство, проводятся научные исследования, в лагере есть три оркестра, газета, кино, библиотека и спортивные секции. Силами заключенных в театре готовится премьера «Дней Турбиных» Булгакова. Последний отблеск Серебряного века – на территории лагеря цветут розы редких сортов, а из белого гравия выложена фигура слона – символа названия лагеря. Но перед зрителем открывается темная сторона эксперимента: жестокий произвол, расстрелы, пытки, чудовищный штрафной изолятор на Секирной горе. «Цирк в аду», – так называет обстановку здесь один из заключенных.

Читайте также