В Крыму проводят выездные реабилитации для тяжелораненых из Донбасса

255
В Крыму проводят выездные реабилитации для тяжелораненых из Донбасса

Фото: Вести Крым

«Сейчас в Евпатории на реабилитации находятся 25 человек – жители Донецкой и Луганской республик. Для многих из них подобные поездки стали возможными только после воссоединения с РФ. Среди этих людей есть и те, кто буквально с первых дней пошел защищать свой родной дом. У каждого из них своя история и своя мотивация», - рассказывает корреспондент «Вести Крым» Анастасия Калугина.

Они остались живы чудом. Но жизнь этих мирных граждан и бывших военнослужащих прежней уже никогда не будет.

Михаил Кошман – уроженец города Марьинка. До 2014 года он работал и строителем, и охранником, работал и на шахте. На защиту родного Донбасса он отправился с первых дней в рядах народного ополчения. Роковой перелом в жизни Михаила произошел на передовой. Но война и потом была совсем рядом – дом Михаила находился в километре от линии боевого соприкосновения. Марьинка на протяжении нескольких лет была под постоянными обстрелами ВСУ. По-настоящему вернуться с фронта Михаилу удалось только сейчас.

«Сложно психологически перебороть и справиться с этим... Например у меня было время упущено, - говорит житель города Марьинка Михаил Кошман. - Я мысленно всегда там находился. Здесь я начал отвлекаться от этого за все 10 лет».

Дончанин Владимир Трушин был ранен тоже на передовой, он также, как и многие донбасские мужчины отправился на защиту родного региона в 2014 году. Владимир получил травму после обстрела из мобильной самодельной установки ВСУ.

«К МТ-ЛБ сверху приварили Василек, это минометная установка такая грубо говоря. И они перемещались постоянно и обстреливали несколько суток. Вот ребята все-таки поймали эту штуку и взорвали их», - вспоминает житель города Донецк Владимир Трушин.

«Там же есть обычные ВСУ, украинские ребята и они в окопах сидят, боятся даже лишний раз выстрелить. А есть специальные подразделения, куча батальонов разных, например, тот же «Азов»*, к ним ненависть есть и к их верхушке... Ну, это не ненависть, это, наверное, уже. Даже жалко их – они не понимают, что делать», - заявил житель города Донецк Владимир Трушин.

В этой группе он самый младший – Алексею Даилиду 26 лет. Травмы спины и шеи он получил не на передовой, а на работе. Он проводил в Мариуполь первые высоковольтные линии электропередачи. Трехмесячная командировка. Она уже подходила к концу, оставалось всего два дня до возвращения домой, в родной Торез, но автомобиль наехал на мину.

Когда жизнь превращается в поединок с самим собой многие предпочитают «забыться» – начинают употреблять губительные напитки. Но этот шаг только осложняет ситуацию.

«Через это практически все проходят, это неизбежно. Все пытаются уйти от этого, жить воспоминаниями. Молодежь до этого нельзя допускать, - говорит житель города Марьинка Михаил Кошман. - Нужно бороться сейчас за молодежь, чтобы молодежь ушла с войны морально».  

Напрягая все мышцы и всю силу воли – люди с ограниченными возможностями учатся преодолевать бытовые трудности. 

Подобные поездки для жителей Донбасса раньше были невозможными. Такие выездные реабилитации проводит Всероссийское общество инвалидов благодаря поддержке Фонда Президентских грантов. Этот курс включает адаптивные виды спорта: стрельбу из лука, плавание. Действует философия «равный – равному».

«С нами работают инструкторы, которые также с инвалидностью, перемещаются на инвалидных колясках, и они на собственном примере показывают новичкам как справляться с теми препятствиями и трудностями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни», - пояснил председатель Донецкой региональной организации Всероссийского общества инвалидов Ярослав Лисобей.

Важный элемент – социокультурная реабилитация: командные игры, которые помогают раскрыться, сплотиться и преодолеть внутренние барьеры.

«В процессе конечно эти ситуации возникают, где-то гуляем, где-то присели, и где-то какие-то разговоры происходят. У каждого история. У каждого продолжение истории. У каждого различные ситуации в семьях. Поэтому где-то кому-то выговориться надо, поделиться. Где-то просто послушать», - уточнила медсестра Елена Пелипенко.

Психологическая реабилитация. То, что необходимо с первых дней после травмы. В этом убеждены бывшие военнослужащие.

«Это единственное, что помогает, без военных психологов военные травмы просто так не проходят, остаются однозначно у всех последствия», - считает житель города Донецк Владимир Трушин.

Военная психология – это специфический профиль. И сегодня актуальность этого направления растет. Психологи обучаются, ведь их помощь уже необходима тем, кто возвращается с передовой.

Теперь это игра по новым правилам. Каждый из них теперь мечтает освоить новую профессию – IT-технологии или видеомонтаж. Главное: не стоять – ставить новые цели и двигаться вперед.

*Запрещенная в России террористическая организация.

Подписывайтесь на «Вести Крым» в TelegramYouTubeДзене, ВК и ОК.

Читайте также