Мы вступаем в пору созерцания Страстей и Воскресения. Особенностью молитв и песнопений этого периода является то, что, чем ближе мы к Пасхе, тем меньше внимание и сосредоточения на нас самих. В дни поста мы постоянно упражнялись в покаянии и сокрушении. Вступив в Страстную, мы настолько погружаемся в созерцание Страстей (т.е. Страданий) Христа, что даже забываем просить у Бога прощения и милости. Перед нашими глазами только Христос, Идущий на добровольное страдание.

В этот день вспоминается проклятие Христом бесплодной смоковницы.

В Евангелии от Матфея говорится о том, как Иисус подошел к придорожной смоковнице (инжирное дерево), но, не найдя на ней плодов, сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И эта смоковница тотчас засохла.

Кроме нравственного смысла, который заключается в том, что Господь нас учит жить так, чтоб мы всегда были готовы принести добрый плод, этот эпизод имеет еще значение, скрытое от нас веками истории.

Дело в том, что смоковница (инжирное древо) было деревом, символизирующем у иудеев мудрость синагоги, мудрость Торы (ветхозаветного закона и всех его предписаний). Христос прилюдно прерывает «жизнь» этому ветхозаветному древу (символу), показывая, что религиозной обрядовости и законничеству положен конец. Отныне наступает новая эра – эра нового завета и новых отношений человека с Богом, в которых Богу важнее состояние человеческого сердца, а не одна только внешняя праведность. Смоковница внешней обрядовой праведности засохла!

Игорь Петровский