Старые фарисеи — новые мытари

Сегодня всё богослужение православной церкви посвящено одному рассказу, который поведал Своим ученикам Христос. В мировую культуру этот рассказ вошел под именем «притча о мытаре и фарисее». Поэтому сегодняшнее воскресенье и называется «неделя о мытаре и фарисее».

По-старославянски «воскресенье» будет «неделя», т.е. день, когда ничего не делаем, так как идем в храм, посвящаем день Богу. Наше же современное слово «неделя» по-славянски будет «седмица», т.е. семь дней. Все логично!

Кстати, в сегодняшнем понимании слова «неделя» есть некая ирония. С точки зрения семантики выражение «рабочая неделя» звучит типичным оксюмороном, так как это стилистически и по смыслу несовместимые понятия: ничего неделание и работа. Получается, что в рабочую неделю, мы на работе ничего не делаем. Вот такая вот трансформация.

Итак, о притче. Фарисей был очень крут. Он все делал правильно. Его внешняя религиозность была безупречна. Он исполнял всё, что предписывали бесконечные ветхозаветные правила и законы. А мытарь был конченым грешником, и знал это прекрасно. И вот оба вошли в храм. Фарисей прошел на первое место, а мытарь даже войти в храм стеснялся и стоял в притворе, на ступеньках. И вот, говорит Христос, оба возносят Богу молитву. Фарисей говорит: «Спасибо тебе Господи, что я не такой урод, как этот мытарь, что я правильный человек».

А мытарь даже слов найти не мог, и просто бил себя в грудь и повторял: «Боже, будь милостив ко мне грешному».

И вот, Христос заключает, фарисей оказался осужденным Богом за его фанаберию и гордыню, а смиренный мытарь, молившийся с сокрушенным сердцем, вышел из храма оправданный и прощенный. Христос сказал в адрес обоих золотые слова: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Этой первой притчей Церковь начинает отсчет 4-х воскресений перед началом Великого поста. После 4-ого воскресенья (10 марта) начнется Пост. Наверное, смысл притчи ясен каждому. В одну строчку оно звучит стихом из 50-го псалма: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (не опозорит)».

Ну и еще, надо понимать, что с веками христианская культура немало сделала, для того чтобы «победить» фарисея, преодолеть религиозное благочестие в фарисеевом исполнении. Поэтому в наше время все чаще попадается иной тип религиозности — своеобразный «мытарь», не ходящий в храм. Этот психотип легко узнается: в церковь не хожу, бог в душе, если есть мелочь подаю нищим, в общем, грешник, но не самый плохой человек. Т.е. «мытарь» в наше время, вполне может быть тонкой и еле заметной трансформацией фарисея, определенным видом благочестия, которое гордится своей «простотой», ненабожностью и невоцерковленностью.

Поэтому надо знать главное, как сказал выдающийся богослов наших дней Августин Соколовски: «Мытарь и фарисей — всего лишь два типа благочестия. Без Христа им обоим гореть в Аду». Внемлем себе и готовимся к посту.

Автор: Игорь Петровский. Специально для «Вести Крым»