Исторические здания в Крыму находятся под угрозой

238

Традиционная молитва на священной земле — могиле мусульманского праведника азиза Девлет-Баба. По одной из легенд, он обладал 20-метровым ростом, богатырской силой и до самой смерти защищал полуостров от врагов. Для жителей села Изобильное в Алуште это особое место. Верующие со всего Крыма приезжают сюда, чтобы почтить память святого. Об этом сообщает корреспондент «Вести Крым».

Раньше местные жители вынуждены были регулярно восстанавливать святыню после нападений вандалов. Пока у захоронения не было официального статуса — защите со стороны государства оно не подлежало. Совсем недавно территорию включили в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Мусульманское захоронение в этот список попало впервые. Депутат Государственной Думы Руслан Бальбек говорит, до возвращения Крыма в состав России узаконить священные для крымских мусульман места не удавалось.

Но есть и обратные примеры. Некоторые объекты теряют право считаться культурным наследием полуострова. Так, к примеру, в списках больше не значится дом в Ялте, где жил композитор Василий Калинников. Здесь он начал работать над произведением, получившем мировую известность — «Первая симфония». Где, как не в Крыму, можно было написать шедевр, пропитанный любовью к родной природе.

Историк из Санкт-Петербурга, специалист в области охраны культурного наследия Анастасия Медведева уверяет, дом композитора, также как и его великую симфонию, смело можно считать произведением искусства.

Но результаты историко-культурной экспертизы неумолимы. Специалисты научно-исследовательского центра крымоведения и охраны культурного наследия заключают — с точки зрения архитектуры, градостроительства, искусства или эстетики ценности строение больше не представляет. При этом в ведомстве рекомендуют сохранить информационную табличку размещенную на одной из стен дома.

Эксперт из северной столицы с таким выводом не согласна. Заявляет, здание и снаружи, и внутри сохранило свою историческую ценность.

А этот «Царский гараж» в Ливадии, уверяет историк, обязан быть частью музейного комплекса. Здание, в котором располагался таксопарк императорской семьи, был построен выдающимся архитектором Николаем Красновым. Это тот случай, когда техническое помещение имеет высокую художественную ценность — в те годы его признавали лучшим в Европе. В двухтысячных годах помещение реконструировали — надстроили второй этаж, а в 2018 году — исключили из перечня объектов культурного наследия. Так, вместо музея «Царский гараж» превратился в жилое помещение. Жить в котором, к слову, совсем не в радость. Как говорят владельцы квартир, дом до сих пор не стоит на кадастровом учете.

Только за последние 4 года статус объектов культурного наследия потеряли почти 80 старинных объектов. И если «Царский гараж» хотя бы частично сохранил свое «лицо», то другим зданиям повезло меньше.

Узнать и в этом доме уникальный образец русского модерна сейчас сложно. Дача военного инженера Якова Семенова тоже превратилась в «курятник» — именно так специалисты называют дома с безобразными пристройками по периметру. Впрочем, то, что вместо деревянной резьбы и узорчатой лепнины у исторических зданий теперь другие наряды — собственников не особо волнует. Заявляют: когда в доме нет никаких удобств, о культурном наследии заботишься в последнюю очередь.

Впрочем, специалист по охране культурного наследия уверяет, такие дома можно благоустраивать при наличии статуса объекта культурного наследия. Просто это сложнее и дороже. А вот незаконное сооружение таких пристроек эксперт считает недопустимым. Собственно, как и результаты подобных экспертиз. Когда вместо того, чтобы заставить владельцев снести самовольные сооружения, дом просто обесценивают.

И волнует эта проблема не только экспертов по охране культурного наследия. Потерять архитектурную самобытность Южного берега не готовы и сами жители полуострова.

Многие из этих домов были переданы в жилой фонд еще в девяностых годах. И все это время они приспосабливались к современным нуждам. В министерстве культуры республики считают, что вернуть утраченный облик эти дома уже не могут.

Такое же неутешительное заключение экспертов получил и дом писателя Ивана Шмелева в Алуште. Формулировки в тексте, как под копирку: «объект изменил свой внешний и внутренний облик», «исторической ценности не представляет». Пару лет назад из перечня объектов культурного наследия его исключили. Но в этом году вернули по просьбе руководства музея имени Шмелева, который находится неподалеку. Выяснилось, что туристы и жители Алушты все время приезжали сюда, чтобы увидеть настоящий дом писателя. Но находили только музей.

Сейчас здание находится в частной собственности. И в буквальном смысле прикоснуться к его истории мешает высокий забор. Впрочем, так как дом все же включили в реестр объектов культурного наследия, Минкульт планирует выкупить его, провести реставрацию и сделать частью музейного комплекса. Правда, таких историй — пока единицы. А чтобы изменить ситуацию, пожалуй, нужно только одно: взглянуть на эти дома под другим углом и увидеть, что именно в них — настоящее богатство Южного берега Крыма.

Читайте также