Уникальный водовод строят под Крымскими горами

157

По узкоколейному железнодорожному пути мини-локомотив доставляет на поверхность ежедневно десятки тонн грунта. Самые важные технические процессы происходят под землей. Твердые горные породы буровая установка нового поколения методично перерабатывает в щебень, метр за метром прокладывая себе путь. Об этом сообщает корреспондент «Вести Крым».

Впервые за все время строительства Южного водовода сюда пустили съемочную группу. На рабочем отрезке второго километра — только начало непростого пути, говорят строители. Специфика такого труда во многом схожа с работой под водой: специалистам необходимо обеспечить освещение, вентиляцию и подачу чистого воздуха.

Подземная река соединит Южное побережье и Бахчисарайское предгорье. 100 тысяч кубометров ежедневно — таким объемом пресной воды новая магистраль будет снабжать Большую Ялту из Счастливенского водохранилища. Чтобы запустить русло самотеком, водовод строят под небольшим углом.

Работа на строительной площадке идет в несколько смен и не останавливается ни на минуту. Здесь свой бетонный завод, цех по монтажу металлоконструкций и диспетчерский пульт автономной подстанции. Достижения науки и техники новейшего времени можно увидеть в одно месте — без сверхточной техники никуда.

Идея строительства второго подземного водовода появилась в 80-е годы прошлого столетия. Растущие потребности Южного берега Крыма ставили перед учёными и инженерами новые задачи. Но исторические перипетии внесли свои корректировке в планы советских строителей и стройку заморозили на тридцать лет.

Счастливенское водохранилище в Бахчисарайском районе и сегодня главный источник питьевой воды для ялтинцев, но одного коллектора недостаточно.

Разработчики уникального проекта учли и высокую сейсмоактивность горной местности Крыма. Поэтому вся конструкция водовода имеет высокий уровень надежности.

Подрядчик планирует сдать готовый объект в эксплуатацию в 2024 году. Последним этапом строительства станет генеральная уборка. Так строители называют последние приготовления перед тестовой подачей воды.

Дополнительные объемы воды помогут не только решить вопрос дефицита ценного ресурса на Южном берегу Крыма, но и стать хорошим экономическим стимулом в его развитии. Что крайне важно для гостевой и туристической сферы. Где уровень сервиса во многом зависит от  инфраструктуры.

Вопрос дефицита воды для полуострова стал особенно актуальным семь лет назад, когда украинская сторона перекрыла шлюзы Северо-Крымского канала. С 2014 года решением этого вопроса на государственном уровне занимаются многие российские ученые. Засуха последних двух лет усугубила проблему, но благодаря реализации целого ряда государственных программ — удалось не только избежать кризиса, но и создать в кратчайшие сроки совершенно новую автономную систему водоснабжения региона.

Читайте также