Крымчане отстаивают могилы предков от застройки
Древние кладбища отсутствуют на картах.
Видео:
Ленинский район, село Каменское. По широкой степи ветер несет мусульманскую молитву — от потомков к предкам, которые были здесь похоронены. До Великой Отечественной войны на этом месте было кладбище, село называлось Ак-Монай. Открываем подробную карту Рабоче-крестьянской Красной армии и действительно видим захоронение. Такой топонимики не встретить на современных картах. И, видимо, потому здесь местные власти разрешили строителям копать траншеи, чтобы провести в село газ. А обнаруженные останки жителям села пришлось перезахоронить. Об этом сообщает корреспондент «Вести Крым».
В селе Верхняя Кутузовка тоже обнаружилось кладбище, когда строители копали котлованы под фундаменты коттеджей. Но не только камни указывают на то, что на склоне находится кладбище — из грунта достали человеческие останки, которые сейчас на экспертизе у следователей.
Участки под строительство жилых домов выдают и в селе Изобильное. И некоторые из них попадают аккурат на территории кладбищ. Старожилы помнят, где похоронены их предки и продолжают хоронить своих родственников на этом старинном кладбище. Потому уже обратились в администрацию Алушты с просьбой создать границы кладбищ и не выдавать участки под строительство «на костях».
В Евпатории, судя по карте, которую местные жители запросили в архиве, в границах кладбища уже давно находится школа, несколько зданий, едва не построили еще один объект — по словам местных жителей, объект для развлечений. В вопросе строительства на этом месте сейчас разбирается прокуратура региона. А местные жители планируют здесь создать мемориал и озеленить территорию.
В селе Богатырь едва не построили на месте кладбища фельдшерско-акушерский пункт — жители отстояли. Один из сельчан предложил под ФАП собственный участок. Останки отправили на экспертизу, их перезахоронят.
Такие массовые ситуации происходят чаще всего из-за того, что на современных картах и в генпланах нет данных о довоенных кладбищах. И немногие администрации пытаются исправить ситуацию — немногие прислушиваются к старожилам и исследователям захоронений, и обращаются к архивным данным.
Да и вообще, строить на месте кладбищ — не просто вопрос религиозный и этический, а вопрос закона, который запрещает кощунствовать. На местах кладбищ могут быть только зеленые зоны.
По всему Крыму довольно часто случайно или нарочно вскрываются различные захоронения. В Окуневке Черноморского района недавно осыпающийся глинистый обрыв над пляжем обнажил человеческие останки. А в Заречном Симферопольского района могилы старинного кладбища опустошили черные копатели.
В Старом Крыму вскрыли захоронение, которое, предположительно, среди всех найденных в Крыму самое раннее — XIII века.
Характерные темные участки на глиняном разрезе — места захоронений, на некоторых из них следы извести, что наталкивает историков и жителей на мысли об эпидемии. В один и тот же год ушли из жизни отец и сын, их надгробия хорошо сохранились.
Объект вызывает у археологов и историков глубокий интерес, здесь большая плотность захоронений. Исследователи могут встретить и другой ценный археологический материал. На месте могильника точно будут раскопки, финансирование которых возложено на администрацию Старого Крыма. Материал изымут для будущих научных исследований. Это исключительный случай, который дает право проводить строительные работы, а значит и стадиону в городе быть.
В случаях, если граждане случайно обнаружили где бы-то ни было захоронение, об этом нужно сообщить в местный орган власти. Не каждое кладбище может быть некрополем — объектом культурного наследия, однако может быть внесено на карты и генпланы, чтобы в дальнейшем по незнанию участок не выдали под строительство.